Что делать, если иностранный банк отклонил платеж или заблокировал счет из‑за санкций

Что делать, если иностранный банк отклонил платеж или заблокировал счет из‑за санкций
Шпаргалки
Drazen Zigic

Фото - © Drazen Zigic/Freepik

Какие ограничения и по каким причинам вводят иностранные банки в отношении клиентов‑россиян и что делать в таких ситуациях – в материале РИАМО.

Как иностранные банки ограничивают операции по счету

pressfoto

Фото - © pressfoto/Freepik

По словам создателя и руководителя компании NSV Consulting, члена Палаты налоговых консультантов Российской Федерации Сергея Назаркина, зарубежные банки блокируют сами счета россиян крайне редко.

«Блокировка счета происходит только в случае, если у банка есть весомые доказательства того, что сделка имеет неправомерный характер или в сделку вовлечены конкретные лица, внесенные в санкционный список. Но, как правило, банки просто приостанавливают операции по счету до выяснения всех обстоятельств по какому-либо платежу и предоставления клиентом всех необходимых подтверждающих документов», – объяснил юрист.

В случае ограничения операций по счету банк обычно направляет клиенту письмо с уведомлением о том, что платеж не может быть проведен, и запрашивает необходимые документы или просит обратиться в банк. Наиболее частая причина – запрос банка-корреспондента, который не проводит платеж, или внутренняя политика самого банка.

Назаркин подчеркивает, что клиенту следует отнестись к запросу серьезно и быть готовым к предоставлению любых документов, запрашиваемых банком по самой сделке, товару или предоставляемой услуге и по контрагентам.

«Если запрос или требования банка будут удовлетворены, то функционирование счета будет восстановлено. А если банк все-таки решит закрыть ваш счет, то он предложит вам вывести остатки средств по счету», – рассказал собеседник.

Какими могут быть причины блокировки счета иностранным банком

Фото - © Adobe Stock

Эксперт выделяет несколько причин, по которым зарубежный банк может отклонить или приостановить операции по счету:

  • выполнение платежа по виду деятельности, который не соответствуют заявленной деятельности компании;
  • недостаточность подтверждающей документации по совершаемым операциям, а также игнорирование запросов банка о предоставлении таковой;
  • проведение операций с лицами и товарами, находящимися под санкциями;
  • проведение изменений в структуре компании, о которых стало известно банку, но о которых клиент ранее его не уведомил;
  • подозрительные операции по счету (участившиеся платежи, крупные суммы, целый ряд новых контрагентов и т.д.).

Чтобы не оказаться в такой ситуации, Назаркин советует заранее информировать банк о предстоящей операции и предоставлять полную документацию по ней: за какой товар или услугу проходит оплата, на основании какого договора, с каким контрагентом и т.д.

«Если вы попали в такую ситуацию, когда банк отнес ту или иную операцию по счету к подозрительной, следует предоставить все подтверждающие документы по таким операциям, которые будет запрашивать банк как можно оперативнее», – рекомендует глава NSV Consulting.

По его словам, в таких ситуациях зачастую чувствуют себя спокойно те клиенты, которые имеют запасные варианты с банками или несколько иностранных счетов, а также четко ведут свой документооборот.

«Если банк все-таки заблокировал ваши средства, установив, например, тот факт, что компания контролируется санкционным лицом, то далее уже придется привлекать юристов, отслеживать последствия и порядок разблокировки средств, даже иногда проходить соответствующие судебные процедуры и получать разрешительные документы на разблокировку счета. В данном случае издержки на правовую поддержку могут быть весьма значительными», – предупреждает Назаркин.

Как вывести деньги с заблокированного зарубежного счета

Владимир Трефилов

Фото - © Владимир Трефилов/РИА Новости

Что касается вывода денег с заблокированных счетов, то сделать это, по словам эксперта, можно двумя способами:

  • на альтернативный счет компании в другом иностранном банке;
  • на личный счет бенефициара или акционера компании в другом зарубежном банке.

При этом Назаркин отметил, что при разблокировке счета физического лица вывод денежных средств возможен только на альтернативный счет этого физического лица в другом иностранном банке.

«Если говорить о потерях, то банк взимает средства за перевод на другой счет, за закрытие счета, за конвертацию валюты, за дополнительный комплаенс и т.д. И в зависимости от коммерческой деятельности, конечно, можно понести значительные издержки при невозможности исполнить обязательства по заключенным сделкам: поставить товар, оказать услугу, что может повлечь, например, штрафные санкции», – добавил юрист.